О Купер у нас мало что знают, локальный всплеск интереса к ее книгам случился, когда вышла путаная и бестолковая экранизация второго тома серии под названием "Искатель". Что-то такое пробивалось сквозь зимний хаос образов, и я взялась читать единственную переведенную на русский книгу. Потом нашла и остальные.
Мифология, Англия и снег
Англичане пишут очень хорошие сказки. Выпускники Оксфорда, чувствующие себя плотью от плоти своей земли, любящие родную мифологию - совсем особенные. Такова Купер и ее книги. В них есть все, о чем мы мечтали, прочитав Толкина, Льюиса, Киплинга, Геймана, Дансени. Продолжение волшебства, нет, то же волшебство, но рассказанное по-другому. Купер можно смело назвать предтечей Роулинг, ведь ее книги были написаны в 70-80-е гг.
Сам конфликт Света и Тьмы предельно концептуализирован и четко очерчен (даже банален). В день своего 11-летия седьмой сын седьмого сына узнает, что он Избранный, способный бросить вызов силам Тьмы.
Вот Свет и вот Тьма, которая грозит восстать и поглотить мир. Чтобы воспрепятствовать ей, герои пускаются в долгий путь.
Каждая книга - отдельный квест. Первая книга "Над морем, под камнем" рассказывает о том, как летнее детективное приключение в духе "Великолепной Пятерки" оборачивается высоким квестом.
"Восход тьмы" знакомит нас с главными героем и показывает его путь от невинного ребенка к существу, живущему вне времени. Это трудный и печальный путь, но, вместе с тем, он полон радости открытия нового мира, сосуществующего с нами.
В "Зеленой ведьме" семейство Дрю и Уилл знакомятся и действуют вместе.
"Серый король" переносит нас в Уэльс, где мы знакомимся с мальчиком-вороном Браном.
Завершает историю "Серебро на дереве", где и происходит финальная битва Света и Тьмы.
Таков приблизительный маршрут "Восхода тьмы", который разворачивается как в любимых писательницей пейзажах Уэльса, Корнуолла, Букингемшира, там и в мире истории и мифологии Англии. И тут к полному восторгу читателя будет все - Король Артур, Дикая охота, похороны крапивника, волшебный кузнец, спящие воины, Локи, странные создания тумана, Белое Дерево и еще много-много всего. Потому что путешествие задумано во имя и во славу любимой Англии, которую спасают герои книги.
Но, пожалуй, эмоциональным центром серии для меня остается 2 книга ("Восход тьмы" ) - по закону первенства (хотя "Серого короля" я также люблю). Самая английская и самая волшебная - в ней древняя магия и рождается на наших глазах и существует вечно, проходя путь от самой темной ночи через Рождество к 12 ночи.
А еще это книга о снеге, который становится метафорой изменения привычного мира. И мы замираем в предощущении чуда, которое идеально рифмуется со снежными сумерками зимнего времени.
Это очень четко и цепко ухваченное ощущение нового года, новой жизни - мальчик, идущий в день рождения по снегу в новый мир на свою личную битву со злом.
Купер, как и положено хорошему писателю, не щадит читателей. Тьма ужасна, но борьба с ней тоже безжалостна. Писательница прекрасно улавливает трагедию спасителей, которых этот подвиг неминуемо вырывает из знакомого им пространства. Спасенный мир не принадлежит им больше.
В конце нас ожидает печаль - потому что настоящая история имеет конец, логическую точку, бескомпромиссность которой она предпочитает утешительной двусмысленности сиквелов и и приквелов. Нет, у истории Уилла есть финал, в котором, сквозь слезы печали мы чувствуем радость от того, что прошли сквозь снег с этим мальчиком, которому суждено теперь идти дальше.
Наверное, во многом моя любовь к Купер складывается из "первооткрывательского" чувства. Она, непереведенная и толком не узнанная российским читателем, будто бы принадлежит мне одной. Это, конечно, не так. И я надеюсь, что когда-нибудь ее книги будут доступны всем.
Идеальный саундтрек для этой книги - зимний альбом Стинга "If On A Winter's Night".
И вот эта песня Лорины Маккеннитт.
Сам конфликт Света и Тьмы предельно концептуализирован и четко очерчен (даже банален). В день своего 11-летия седьмой сын седьмого сына узнает, что он Избранный, способный бросить вызов силам Тьмы.
Вот Свет и вот Тьма, которая грозит восстать и поглотить мир. Чтобы воспрепятствовать ей, герои пускаются в долгий путь.
Каждая книга - отдельный квест. Первая книга "Над морем, под камнем" рассказывает о том, как летнее детективное приключение в духе "Великолепной Пятерки" оборачивается высоким квестом.
"Восход тьмы" знакомит нас с главными героем и показывает его путь от невинного ребенка к существу, живущему вне времени. Это трудный и печальный путь, но, вместе с тем, он полон радости открытия нового мира, сосуществующего с нами.
В "Зеленой ведьме" семейство Дрю и Уилл знакомятся и действуют вместе.
"Серый король" переносит нас в Уэльс, где мы знакомимся с мальчиком-вороном Браном.
Завершает историю "Серебро на дереве", где и происходит финальная битва Света и Тьмы.
Таков приблизительный маршрут "Восхода тьмы", который разворачивается как в любимых писательницей пейзажах Уэльса, Корнуолла, Букингемшира, там и в мире истории и мифологии Англии. И тут к полному восторгу читателя будет все - Король Артур, Дикая охота, похороны крапивника, волшебный кузнец, спящие воины, Локи, странные создания тумана, Белое Дерево и еще много-много всего. Потому что путешествие задумано во имя и во славу любимой Англии, которую спасают герои книги.
Но, пожалуй, эмоциональным центром серии для меня остается 2 книга ("Восход тьмы" ) - по закону первенства (хотя "Серого короля" я также люблю). Самая английская и самая волшебная - в ней древняя магия и рождается на наших глазах и существует вечно, проходя путь от самой темной ночи через Рождество к 12 ночи.
А еще это книга о снеге, который становится метафорой изменения привычного мира. И мы замираем в предощущении чуда, которое идеально рифмуется со снежными сумерками зимнего времени.
Это очень четко и цепко ухваченное ощущение нового года, новой жизни - мальчик, идущий в день рождения по снегу в новый мир на свою личную битву со злом.
Купер, как и положено хорошему писателю, не щадит читателей. Тьма ужасна, но борьба с ней тоже безжалостна. Писательница прекрасно улавливает трагедию спасителей, которых этот подвиг неминуемо вырывает из знакомого им пространства. Спасенный мир не принадлежит им больше.
В конце нас ожидает печаль - потому что настоящая история имеет конец, логическую точку, бескомпромиссность которой она предпочитает утешительной двусмысленности сиквелов и и приквелов. Нет, у истории Уилла есть финал, в котором, сквозь слезы печали мы чувствуем радость от того, что прошли сквозь снег с этим мальчиком, которому суждено теперь идти дальше.
Наверное, во многом моя любовь к Купер складывается из "первооткрывательского" чувства. Она, непереведенная и толком не узнанная российским читателем, будто бы принадлежит мне одной. Это, конечно, не так. И я надеюсь, что когда-нибудь ее книги будут доступны всем.
Идеальный саундтрек для этой книги - зимний альбом Стинга "If On A Winter's Night".
И вот эта песня Лорины Маккеннитт.