Пытаясь рассказать что-то связное об этой книге, я сталкиваюсь с распространенной проблемой. Текст Уолтон изворачивается и ускользает, как само волшебство, лежащее в его центре - оно кроется в сумерках, заметно лишь по быстрым движениям на границе зрения.
Перед нами один год жизни 15-летней Морвенны Фелпс (Мори), запечатленный в ее дневнике.
Мори - классический "ненадежный рассказчик", о чем и сообщает читателю с первых же страниц дневника.
Весь роман может быть прочитан двумя способами:
- как книга фантастическая, и, судя по
внушительному списку наград, так и произошло,
- как реалистическое произведение, главная героиня которого убедила себя в том, что видит фей, спасла мир от своей злобной матери-ведьмы и сама может творить магию.
Пожалуй, аналогом романа можно назвать фильм "Лабиринт Фавна".
Автор оставляет это читателю, всегда оставаясь над схваткой. В результате то волшебство, что видит и творит Мори - волшебство обыденное, лишенное каких-либо типичных фэнтезийных спецэффектов.
Простые ритуалы одинокой девочки - камушки на окне, деревянный брелок, перечитывание старого издания любимой книги, приготовление пирога. Ее места силы и убежища - заброшенные здания и последние кусочки дикой природы, там можно остаться наедине с собой и увидеть фей.
Довольно много об одной из моих главных книг последнего времениВолшебство (сама фэнтезийная составляющая книги) становится фигурой умолчания, маргиналией, примечанием на полях. И именно это делает его таким достоверным (если вы решили изначально поверить Мори). Потому что все одинокие дети творят его - превращают окружающий пейзаж в волшебную страну, спасают в одиночку весь мир, видят подлинную сущность вещей.
Among Others можно прочитать и третьим способом - это читательский дневник Мори. Она читает взахлеб и запоем все время, преимущественно научную фантастику, разбавляя ее Платоном и Фаулзом. Собственно, вся книга - грандиозное признание в любви книгам, книгочеям и библиотекам. Я не знаю, смогут ли понять и принять этот роман современные дети и подростки, не бывавшие толком в библиотеках, но для меня это просто памятник моему детству и отрочеству, проведенными за книжкой.
Даже если вы не большой любитель научной фантастики и фэнтези, это совершенно не влияет на восприятие книги.
Из внушительного списка Мори за 1979-1980 я читала лишь Толкина, Ле Гуин, Льюиса, Купер, вышеупомянутых Платона и Фаулза. Кажется, все.
Это ничего не значит, имеет лишь значение голос главной героини и весь ее образ - выдающееся достижение Джо Уолтон.
Мори предельно маргинализирована.
Мы застаем ее в семье ее отца в Англии, куда она попала, сбежав из Уэльса от жестокой и сумасшедшей матери(-ведьмы?). Там ее немедленно отправляют в престижную школу для девочек, где она чувствует себя чудовищно одинокой и чужой.
Мори больше, чем одинока, она всего лишь часть целого - ее сестра-близнец погибла в автокатастрофе.
Мори больше, чем некрасивый неуклюжий подросток - из этой катастрофы она вышла, потеряв способность передвигаться без палки и без постоянного ощущения боли в искалеченной ноге.
Все, что ей остается, это библиотека и книги - целый мир, погружаясь в который она постепенно оживает.
Автор (которая и сама опирается на трость и запойно читает фантастику) милосердна к героине - книги подарят ей друзей, возможно, любовь и финальную битву добра и зла. Финал этот нравится не всем, для кого-то он слишком волшебный, для кого-то - совсем невпечтляющий, но я точно знаю, что по-другому история Мори закончиться не могла.
Еще 1 важный момент - события происходят в уже спасенном мире. Близнецы останавливают свою мать ценой собственного существования.
Все самое захватывающее случилось, и мы можем узнать, что происходит после грандиозного финала. За ним следует трудная, серая, скучная жизнь, от которой совершенно невозможно оторваться.
В конечном итоге книга Уолтон рассказывает о победе, которая происходит и в фантастическом, и в обыденном мире. В мире колдовства и фей оказывается, что и после великой схватки со злом есть жизнь, в реальном мире Мори узнает, что после смерти и увечий в жизни остаются книги, а через них приходит спасение от одиночества и боли.
Конечно, Мори - это я, укрывшаяся с головой, спасающаяся от ужасов и горестей мира в своих книгах. Описание первого прочтения "Властелина колец" и последующих перечитываний этой книги совпадает буквально во всем. Кроме того, у меня до сих пор остались те ночные состояния, которые Мори принимала (?) за ночные атаки своей матери.
Уолтон удалось создать удивительный образ - ее героиня, несчастная и страдающая от боли, обладает настолько чистым и сильным голосом (с легким валлийским акцентом), что он стоит в ушах еще долго после прочтения книги. Мори бесстрашна, сильна духом, невозмутима и находчива. Да, а еще она верит в фей. Если вы захотите поверить в это тоже.
Книгу пока не перевели на русский, но если это случится, я надеюсь, что ей повезет с переводом и с вменяемым оформлением. Было бы ужасно увидеть внутри оловянно-деревянные слова, а на обложке - полураздетую романтическую девицу.