From tender stem hath sprung
The frozen air perfuming that tiny bloom doth swell
Its rays the night illuming, the darkness quite dispel
Oh, flower beyond compare
Bloom in our heart's midwinter
Restore the springtime here
Настасье исполнилось 2 года.
Прошедший год был, как и положено, временем обретения речи.
Честно говоря, это одна из самых завораживающих вещей не свете. Видеть и слышать, как формируется речь, как проявляется язык, а мир обретает лингвистические очертания - это как "Волшебник Земноморья", только по-настоящему.
Сейчас мы подошли к моменту, когда появляются первые распространенные предложения, диалоги, когда Настенька цитирует любимые стихи.
Еще один важный момент. Первый год своей жизни младенец - это загадка. Он плачет, когда ему плохо, смеется, когда ему хорошо, но каков его мир, как он воспринимает нас - мы можем только строить гипотезы. Честно говоря, это гипотетическое существование первых месяцев меня изрядно раздражало.
Она плачет из-за животика?
Нет, это точно перемена погоды.
Ах, нет, она нахваталась воздуха с молоком.
Очень утомительно.
Сейчас
Моя дочь говорит:
"спасИИИИИбо" (басом);
"позвольте" (когда надо пройти мимо);
"люблю" (крепко сжимая в объятиях кошку);
"КРАСОТА" (с большим чувством);
"извините" (весьма к месту).
И это не то, чему мы ее учили целенаправленно, это то, что она улавливает из всей атмосферы нашей жизни. Это то, чем я горжусь. Не тем, что она хорошо говорит (убеждена, что это индивидуальные особенности ребенка, не связанные напрямую с ранним развитием, которого я стараюсь всеми силами избегать).
А тем, как она видит мир. Полным волшебства и любви, вот каким. Она пытается схватить руками луну и знает имена птиц. Она держит блестящую пайетку в руках и говорит: "Звезда на ладони". Она видит мир образно (впрочем, так и положено ребенку): основа для броши-булавки с петельками превращается в вагон поезда, печенье в виде палочек похоже на шею жирафа и т.д.
Shower the world, shower the world
Shower the world with pink if you please
Shower the world, shower the world
Shower the world in pink
Мы по-прежнему воспитываем ее, с одной стороны, очень просто. Мы не занимаемся ранним развитием, не ходим на "развивашки" или в детский сад, стараемся не таскать за собой на взрослые встречи и мероприятия. Не даем игрушки и игры для "маленьких гениев". Помилуйте, этот ребенок каждый день знакомится с огромным миром, что мы еще можем от него требовать! Честно говоря, от количества и скорости загружаемой в нее информации Настеца периодически укачивает. Она очень талантлива и необычна, как и любой, повторяю, любой любимый ребенок.
С другой стороны, мы не ленимся и не используем "заместителей" родителей. У нас нет телевизора, мы крайне редко показываем ей мультики (но она смотрит их у бабушки раз в неделю), у нее нет доступа к планшету или телефону. Озвученные музыкальные игрушки вызывают у меня тоску. Вообще игрушек у нас не очень много.
Зато вся квартира заполнена книгами, а ее культурный герой, несомненно, Груффало.
Мы работаем, ходим в офис, кто-то делает выставки и театральные премьеры, кто-то выпускает литературные календари и запускает рекламные кампании. Но мы скорректировали наш график так, что ребенок всегда находится со своим родными. Мне тяжело думать о нянях, но не исключено, что ей понравится детский сад. Да, у нас (
Мы никогда не переходим с ней на искусственно упрощенный язык (хотя все эти детские сюсюканья и уменьшительно-ласкательные формы цветут буйным цветом), поэтому ее словарный запас весьма богат.
Я стараюсь все время с ней говорить, очень много говорить. В принципе, нагрузка на мои связки сопоставима с временами, когда я давала уроки. Да, мы устаем, да, это работа, настоящая работа без выходных (по крайней мере, у меня). Но я знаю, ради чего мы это делаем.
Есть некие внутренние правила, их немного.
Всегда откликаться на ее "маааам" и уж тем более на ее плач.
Всегда говорить ей ласковые слова, когда она просыпается ночью и зовет маму, даже если она сделала это уже 10 раз за последние 2 часа и я чувствую, что моя жизнь и работа поставлены на "стоп" (да, она по-прежнему плохо спит).
Всегда хвалить ее за вежливые слова.
Каждый день говорить ей, как она прекрасна и любима. И много-много раз целовать.
Ставить ее интересы выше своих, но в разумных пределах.
Torches glow, the babe discloses
Fairest snow with cheeks like roses
Hush, hush, hush-a-by sweetly smiling
Hush, hush, hush-a-by fast asleep, asleep
Про детей часто говорят, что они ангелы.
Так, конечно, и есть, если помнить, кто такие ангелы.
Ангелы встречают у ворот и преграждают путь.
Ангелы приносят вести, которые меняют твою жизнь навсегда.
Настасья по-прежнему отдельный от меня, непохожий на меня, свой собственный человек.
Diospyros.
Яблоко сердца моего.
Божественный плод
Золото и мед, кровь и слезы, чайные глаза и черные ресницы.
Два года космических сверхскоростей.
The Impossible Girl.
(В тексте использованы традиционные рождественские гимны и песни Тори Эймос с альбома Midwinter Graces)