Фредрик Бакман. Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения
Очень прыткая бабушка-супергерой и внучка-гик
У меня от книги смешанные чувства. Идея хороша, исполнение тоже, но чувствуется, что это текст блогера, а не писателя.
Поэтому автор слишком уж настойчиво нажимает на правильные кнопки (вот как Янагихара, но с меньшим самозабвением, к счастью).
И героини книги жутко бесят, нет ЖУТКО БЕСЯТ.
Сначала неимоверно бесит бабушка-супергерой, но она вовремя умирает (это не спойлер).
Потом не менее бесит внучка-вундеркинд, фанатка Гарри Поттера и жертва травли.
Потом герои как-то оживают немножко, и ты с ними примиряешься.
Но вот это настойчивое желание Написать Притчу, оно сильно чувствуется во всем тексте. И что-то не щелкает, не происходят нужные обобщения и возникают лишние вопросы: как у хирурга может быть дислексия? Как представитель администрации больницы может писать с ошибками? Что за война такая, на которую всем подъездом ходят?
Но технически вещь задумана как очень сильная. Правда таковой она для меня не стала.Розамунда Пилчер. Канун Рождества
Это у меня было такое сезонное развлечение. Первая половина книги тянется мутно и нудно (но тут еще жутчайший перевод поспособствовал). Потом все повествование встряхивается, а заснеженные пейзажи здорово украшают текст.
Сара Перри "Змей в Эссексе"
"Обладать" Байетт встречается с "любовницей французского лейтенанта" Фаулза.
Очень хороший, очень английский, очень вкрадчивый текст. Весь (специально) сотканный из символов и намеков, как узор на шкуре того самого змея. Этот роман - не то, чем он прикидывается: точно не книга о криптозоологии, не манифест марксизма или феминизма, не диспут между рассудком и религиозными убеждениями, не история о жестокости или аутизме (но, кажется, история жестоких и тех, кто не знает, как прикоснуться к сердцу и разуму другого).
Один из приятных выводов писательницы - катастрофа всегда может означать начало чего-то нового. Мы за ценой не постоим.Эми Сильвер "Воссоединение"
Приятный и понятный мемуар о группе друзей, между которыми лежит тайна. Тайна не страшная, а грустная. Будут воспоминания о студенческих годах, первой любви и непоправимой ошибке. Чуть-чуть веет духом Донны Тартт, но это другая лига, совсем другая.
Ничего выдающегося, просто неплохая жанровая вещь.
Фрэнсис Хардинг "Песня кукушки"
Страшный мир взрослых и английского волшебства
Заклинаю, не читайте аннотацию русского издания! И английского, кажется, тоже.
Потому что она радостно спойлерит основной сюжет, лишая читателя восхитительной неопределенности.
Что же это такое случилось с Трис? Почему она не помнит, где находится ее комната? Почему все время голодна? Она что, гуляет во сне, откуда у нее этот мусор в волосах?
Ответ лежит на поверхности, но зачем же называть его раньше времени.
Фрэнсис Хардинг - довольно взрослый уже человек, но она (как и Нил Гейман) отлично помнит то неприятное чувство беспомощности, которое окружает ребенка (неважно - в эдвардианской Англии или в 21 веке). Взрослые решают твою жизнь за тебя похлеще всяких злых духов и мрачных пророчеств. Они никогда не доверяют тебе полностью, особенно если речь идет об авторитарных гиперопекающих взрослых.
Хардинг - удивительно безжалостный писатель, и конец этого роман должен был быть куда более жестоким, но, кажется, жанр (young adult) смягчил удар.Маргарет Этвуд "Рассказ служанки", "Она же "Грейс""
Крутой женский маршрут сквозь века
Ох, не даром я так боялась читать "Рассказ служанки". Все мои ужасы, все мои триггеры под одной обложкой. Все можно стерпеть - дивную республику Гилеад, отчуждение от имени, собственности, запрет на чтение книг, костюм Служанки, который не позволяет ей взглянуть в небо, словно она свинья или крот. Изнасилование по расписанию, по принуждению, по высшему предназначению. Все это выносимо, потому что написано гениальной прозой, потому что рассказ, течение речи Служанки важнее того, что происходит вокруг нее.
Но вот эту линию с ее дочкой 4 лет (почти как у меня), которая теперь ей не положена по закону, я вынести не могу. Некоторые моменты вызывали слезы даже тогда, когда я читала книгу в метро среди московской толпы. Это выше моих сил.
Вместе с тем, книга прекрасна. Не как предупреждение или антиутопия, а как образец бескомпромиссно хорошей прозы.
По сравнению с "Рассказом служанки" "Она же "Грейс"" читается как легкий романчик, хотя это такое же тонкое кропотливое исследование того, как общество отстраняет от себя женщину, чтобы потом десятилетиями пытаться понять ее. Убаюкивающий ритм домашней работы, хозяйственных обязанностей таит в себе кровавую трагедию, а которой то ли виновата, то ли нет прекрасная и хитроумная Грейс.Melissa Albert The Hazelwood
Неплохая мрачная фантазия про изнанку авторских волшебных сказок.
Первая половина книжки была бесподобной! Девочка, которая вместе с мамой убегает от "неудачи", которая преследует их всю жизнь. А еще у них есть таинственная бабушка, культовая писательница, отшельница в собственном поместье. Только вот книг бабушки никто не читал, они загадочно пропадают отовсюду.
Девочка одержима бабушкой, а еще...книгами.
Сразу чувствуется, что автор читал и "Тринадцатую сказку", и разлюбезную нашу Байетт (Обладать и Детскую книгу), и Анжелу Картер (конечно же!), и Мэгги Стивотер, и "Бесконечную историю". И бог знает кого еще.
И все идет хорошо, пока девочка не прорывается в поместье бабули в поисках похищенной мамы. Тут Мелисса закусывает удила и устраивает "Алису в стране Чудес" со своим лунапарком и плюшками. Концепция волшебного мира такая сложная, такая хитрая, такая тяжелая для героини, что лично я малодушно коллапсирую и пробираюсь к выходу по ногам персонажей
Но не забываем, что это дебют, а вкус к разумному устройству страны Фантазии приходит не сразу.Тана Френч. Романы
Психологические детективы про Ирландию и ее последствия
Сначала я бодро, одну за другой, прочитала все 4 переведенные на русский книги Таны Френч, и измучилась "синдромом хорошей книги" (это когда непонятно, что и как после них читать).
Вообще детективы на меня обычно не действуют. В том смысле, что детектив - это детектив, и что-то большее мне из него трудно вычитать. Не то Тана Френч.
Формально, да, она пишет детективы про отдел убийств дублинской полиции.
Но это только повод поговорить о самых разных вещах.
Да, первые ее книги очень похожи сюжетно на Донну Тартт . "В лесной чаще" на "Маленького друга", "Мертвые возращаются?" на "Тайную историю".
Но сравнение это не уничижительное, а скорее комплиментарное, такие истории цепляют, хочется, чтобы их было больше.
Книга первая - гимн зеленому лесному детству и...амнезии, которая меняет жизнь главного героя. Она о попытках найти отнятое, о хрупкости памяти, о нашей тайной готовности терять.
А еще это история о прекрасной дружбе.
Вторая книга, ну да, это "Тайная история" и еще немножечко Айрис Мердок.
История о круге друзей, которых объединил великолепный старый дом. Но однажды один из круга умер, а потом ему пришлось воскреснуть...
"Ночь длиною в жизнь" рассказывает про несчастливое детство, стыд за семью, фатальные жизненные сценарии и ненависть к себе. И про любовь, потерянную навсегда. Впрочем, эта линия есть в каждой книге Френч.
Самая горькая и жуткая история - "Рассветная бухта". Она про безумие, про трагедию миллениалов, про жажду вытравить из себя ирландское голодное злое прошлое. Про какого-то блейковского Зверя, который дразнит героев. Про то, как мы делаем из жизни красивую картинку, которая безбожно врет.
На этом переводы закончились, и я пошла штурмовать оригиналы.
Самая сложная для меня книга The Secret Place. Это история про закрытую школу для девочек, на территории которой найден убитый мальчик. Тут не обошлось немножко без Гарри Поттера и, возможно, Льва Гроссмана. Френч очень глубоко погружает нас в мир детской дружбы, братства учащихся, круга тех, кто идет против правил. Девочки - существа гиперэмоциональные, и Френч выплескивает эту пубертатную трагичность бытия на читателя ушатами. Под конец уже ловишь ртом воздух и отдышаться не можешь.
Последняя - и очень хорошая - книга The Trespasser. Очень злая, брутальная история о мизогинии, расизме, газлайтинге и очередном искалеченном детстве.
Одна из любопытных находок Френч заключается в том, что герои повествования все время меняются. Чаще всего не особо приятный второстепенный персонаж (а приятных людей среди дублинских детективов, ну вы сами понимаете...не очень много) оказывается в центре нового повествования, и вот уже мы узнаем его слабости, стыдные тайны и прочие человеческие морщинки и царапинки.
Не менее интересны ее мысли о философии и характере ирландцев, которые очень схожи с проблемами русских людей. Страна с историей без истории, которые пытается нащупать себя, понять, где ее подлинная основа. Страна строительного бума, точнее, бума нового чистого жилья. Без туалета на улице и дворов, заваленных хламом, но с мебелью, заказанной по каталогам.
Страна вечной непогоды, где девушки безжалостно осветляют волосы и мажутся автозагаром, чтобы стать лучшей версией себя.
Страна насилия и пьянства. Страна твоего детства и первой любви, где ты хочешь прижаться щекой к старым каменным кладкам.
По образованию и по профессии Френч - актриса, что хорошо заметно в ее текстах. Они написаны человеком, которого много лет учили анализировать, препарировать и интерпретировать человеческие эмоции. Зачастую ее истории кажутся несколько неправдоподобными, но эмоциональная достоверность искупает многие огрехи.Мари-Од Мюрай "Мисс Черити"
Вольная биография Беатрикс Поттер для всей семьи
"Книжка "Мисс Черити" позиционируется, как подростковая фантазия на тему викторианской Англии и биографии писательницы Беатрикс Поттер.
Но не всякому ребенку или подростку она окажется по зубам. Среди пасторальных пейзажей, умильных зверьков и ироничных наблюдений за загородными пикниками прячется теневая сторона той жизни - аборты, безумие, Бедлам, горящие люди и животные (тут современный российский читатель вздрогнет).
Читатели наперебой расхваливают "уютность" этой книги, но за тщательно выписанным уютом кроется душная атмосфера одиноких детских и гостиных, где протекает жизнь мисс Черити, которую безжалостно пережевывает современное ей общество.
Не все события, описанные автором, соответствуют реальной биографии Поттер.
Но вот эпизод, когда героиня приносит свои акварельные исследования грибов в научный музей, и подвергается унижению и осмеянию, правда. Поттер могла бы стать выдающимся микологом, если бы женщины ее времени могли заниматься наукой и выступать с докладами. Но они не могли.
Так что ей остались милые сказочки про зверушек.
Юная Черити, подбирающая уток, кроликов и мышей, разучивающая с ними цирковые номера, становится грустной проекцией реальной Поттер, которая сама кажется дрессированной зверушкой, исполняющей трюки, которых от нее требует общество.
Впрочем, и героиня книги, и реальная писательница смогли сломать стереотипы и найти счастье - в писательстве, в единстве с дикой природой любимой Англии, в независимости и экстравагантности.
Чем-то "Мисс Черити" похожа на "Детскую книгу" Байетт, где волшебные сказки, так похожие на истории Несбитт, прикрывали зияющие раны уродливого бытия артистической творческой семьи.Зэди Смит. "О красоте"
Великолепный "академический" роман о противостоянии двух искусствоведов афро-американского происхождения. Могу поспорить, вы никогда не задумывались о том, каково это - быть черным профессором в квартале белых представителей среднего класса. А если вы - жена этого профессора? А если дочь или сын? Нет, речь идет не о расизме, а о социальной семиотике.
Фэнни Флэгг "Дейзи Фэй и чудеса"
Флэгг - не мой писатель, как бы тепло и виртуозно не были написаны ее истории, они кажутся мне слишком многословными и наивными. Тут, конечно, очень своеобразный наивный рассказчик, целая галерея харАктерных персонажей, неповторимый колорит американской глубинки. Все прекрасно, на самом деле, просто немножко не мое.
Селеста Инг "Все, чего я не сказала"
Нашумевшая книга об удушающей родительской любви и расизме в Америке 60-х годов. Это надо постараться - трех детей в семье изводить по-разному, пренебрегать ими по-разному, делать несчастными их по-разному. Но семейству Ли это удается с блеском. А в основе конфликта, что печально, лежит любовь и желание сделать жизнь своих детей лучше, дать им шанс на лучшую жизнь.
Джонатан Франзен "Поправки"
С Франзеном все понятно, он гений. прежде всего гений формы, композиции и идеи. Не так часто встретишь роман, чье сложное композиционное устройство отражается в каждом характере, в деталях и мелочах повествования. И с одинаковым блеском он описывает работу шеф-повара высокой кухни, лесбийскую любовь и меркнущее сознание человека, больного Альцгеймером. Первое очень вкусно, от второго встрепенулся даже вялый на эротику русский язык, третье - невыносимо ужасно. Говорю же, гений.
Скарлетт Томас "Наша трагическая вселенная"
Роман Скарлетт Томас оказался Идеальной Английской Отпускной книгой. Это вот когда ты читаешь страницу за страницей и думаешь, ну сейчас все это кончится - и холодное море, и маленький городок, и эксцентричные герои, и робкое их направление к счастью и любви...а оно все не кончается. К тому же много времени в романе отведено писательскому и издательскому труду и быту, забавной философии и разным чудесам. Очень рекомендую!
Скарлетт Томас "Операция "Выход""
Эта книга мне понравилась меньше "трагической вселенной". Здесь тоже английская провинция - но неуютная и довольно гнетущая. Необычные герои, один из которых, например, никогда не выходил из дома. Но однажды друзья решают поехать через размытую потом английскую глубинку на встречу с загадочным целителем, которая перевернет их жизни.
Чарльз де Линт "Семь диких сестер"
Милая маленькая история для детей лет 10, солируют тут рисунки Вэсса, текст де Линта скромно держится в тени.
Владислав Крапивин "Мальчик со шпагой", "Та сторона, где ветер"
Крапивин в своем репертуаре: папы немногословны, мамы тактично линяют за горизонт, потому что в этой мальчишеской вселенной девчонкам делать нечего, тренеры и учителя эмоционально выгорают, и только мальчики образуют какую-то особую породу человеческих существ, очевидно высшую и лучшую.
Калеб Карр "Алиенист"
Посмотрел сериал - прочитай книжку!
Прекрасная литературная стилизация, отстраняющая читателя от ужасов, которые описывает автор. Тут гораздо меньше психологизма и подлинных чувств, чем в сериале.
Роберт Джордан "Восходящая тень"
Иногда мне кажется, что я смогу прочитать эпопею Джордана. Тогда я читаю очередной том и понимаю, что нет, не смогу.
Naomi Novik Uprooted
Запутанное фэнтези со славянским колоритом (автор - выходец из польской семьи), встречаются необычные сюжетные повороты, небанальные герои, особенно хорош Лес, который и не место, а живой организм с весьма скверным характером.
Книгу скоро издадут на русском.
Жоэль Диккер "Книга Балтиморов"
Диккер прекрасно умеет пустить волшебную фейскую пыльцу в глаза читателю. И пока мы наслаждаемся описаниями уютных загородных домов и аппетитных завтраков с оладьями и кленовым сиропом, мимо проплывает история, в которой слишком много сентиментальных совпадений и логических несостыковок.
По-хорошему, так писать нельзя. А еще рассказчик у 2 книг (этой и "Правды о деле...") вроде как общий, но на деле это какие-то разные люди с разными характерами и инстинктами, и автор как-то вообще не подумал об этом.
Скарлетт Томас "Наваждение Люмаса"
Ну вот реально - их английский пелевин, только женского пола и специализируется не на дзен-буддизме, а на постструктурализме и квантовой физике.
Я очень, очень хочу знать, читала ли она Виктора Олеговича, вообще по профессии Томас - литературный критик, обозреватель, почему нет. Мне понравилась эта необычная и не очень уютная Вселенная, в которой легко быть умным, но невозможно быть счастливым. Собственно, у Пелевина все так же и обстоит.