Фэйтфулл великая. Я это уже говорила? И скажу еще раз 10.
Потому что даже в эпоху "борьбы против патриархата" и "нового феминизма" она звучит весьма радикально.
Женщинам по-прежнему сложно дается старение. На одной чаше весов у нас нечеловечески гибкая Мадонна с позитивной поп-мелодикой (отечественный вариант - вечно юная ПРИмадонна), а вот на другой Мэрианн с ее "ломаным" хриплым голосом, раком, артритом, ежеминутной болью, расплывшимся лицом и телом.
Только она все равно прекрасна, царственна и с вызовом держит трость на фотографиях.
Неожиданно Фэйтфулл обернулась почти что Леонардом Коэном, который смог свою дряхлость, свой высохший голос, свою трость и морщины обратить в мощное оружие.
Но мужчина может быть стариком, старцем...
Может ли женщина (в поп-культуре) быть Старухой?
Эта может, и несет свою дряхлость и боль, как корону.
Но главное - это ее голос. Дымный, горький, шершавый, ни чуточку не "красивый". Он похож на осень, обросшую листьями и колючками, льдинками и острыми ветками.
Только она умеет превратить не менее выдающийся вокал Ника Кейва в полушепот на изнанке песни. И шепот этот могущественнее многих его криков и рыков.
Ну а скрипка Уоррена Эллиса, она даже не поет, она как-то хитро фиксирует все, что носится в ноябрьском воздухе. Страх и горечь, любовь и нежность, увядание, боль.
Из всего этого получилась пластинка такой нечеловеческой хрупкости, ярости и красоты, что вот иду я, слушаю ее и слезы сами льются по щекам.
Послушайте, например, вот эту балладу про королеву фей в короне из рябины.
I'm known by many different names
My good friend Will
Calls me Puck and Robin Goodfellow
I follow the gypsy faerie queen
I follow the gypsy faerie queen
She walks the length and breadth of England
Singing her song, using her wand
To help and heal the land
And the creatures on it
She's dressed in rags of moleskin
And wears a crown of rowan berries on her brow
And I follow, follow, follow
The gypsy faerie queen
We exist, exist, exist
In the twilight in-between
She bears a blackthorn staff
To help her in her walking
I only listen to her sing
But I never hear her talking
Anymore
Though once she did
Though once she did
And I follow, follow, follow
My gypsy faerie queen
We exist, exist, exist
In the twilight in-between
And I follow, follow, follow
My gypsy faerie queen
We exist, exist, exist
In the country in-between
Me and my gypsy queen
upd
Бэкстейдж-видео и разговоры Кейва и Мэрианн. Одна из тех вещей, на которую я могу смотреть бесконечно, это Ник Кейв, записывающий музыку.