![d2fd847cc8c0a0080c42e2375bee51e7](https://farm5.staticflickr.com/4293/35116254223_2f1f5423e5_b.jpg)
Sarah Addison Allen. The girl who chased the moon
Отличная волшебная история про возвращение домой, про городские секреты, про волшебство, которое таится в простых вещах (в тортах, например). Очень хороша осенью. А торт "колибри" после этого я точно испеку, благо он легкий.
Персия Вулли. Серия книг про Гвиневеру
Весьма атмосферное историческое повествование с легкими чудесинками. Честно говоря, я бы остановилась на первой книге, все остальное показалось мне несколько затянутым и, пожалуй, слишком современным. Гвиневера - женщина-политик, и, кажется, порой она мыслит как наша современница, обладающая властью.
Сэйдж Блэквуд. Джинкс
Читала со всякими рабочими целями. Думаю, читателю-подростку должно понравиться, мой мир устоял на месте
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Диана Уинн Джонс. Дом с характером
Образцовая Джонс - едкая, необычная, угловатая. В ее вечно смещенном ракурсе переливается настоящее волшебство.
Владислав Крапивин. Трое с площади Карронад
я поражена его текстами
Я впервые прочитала Крапивина и просто в шоке! Это абсолютно уникальное для русской литературы, для русской культуры тотальное чувственное восприятие бытия героями. Подозреваю, что Крапивин пытается таким образом реконструировать эту детскую оптику, когда весь мир блестит как стеклышко и принадлежит только тебе. Взрослому читателю это кажется почти что эротизмом, хотя я в этом Крапивина подозревать не склонна. Тут важно другое - это без дураков крутая проза, которую дети, наверное, читают как-то по-своему. Хотя чувства и эмоции в нее автор заложил вполне себе зрелые.V.E.Schwab. Gathering of Shadows. A Conjuring of Light
Продолжение и завершение элегантной вымороченной фантазии Шваб
Виктория Шваб прошлась по нашим любимым темам - турнир волшебников, восхождение темного властелина, великий хитроумный план, отчаянная битва, герой, жертвующий собой во имя мира во всем мире герой. И прочее-прочее-прочее. Попутно Шваб немножко написала про пиратов, про несчастливые миры, про пытки, про запретную однополую любовь (которую вырезали из русского перевода, хо-хо).
Получилось вполне себе совершенно, уж точно красиво и страшно, но мне не хватило какой-то теплоты, жизненности что ли.Бен Ааронович. Луна над Сохо
Продолжение сверхъестественных детективных приключений в современном Лондоне. Неплохо-неплохо, автор написал кучу книг, которые никто не торопится переводить на русский.
S. Jae-Jones. Wintersong
Вот натурально - весьма смелый фанфик по фильму "Лабиринт" с Боуи
На дворе условный 18 век, Германия. Король гоблинов заполучает в подземные чертоги прекрасную деву (ой, точнее некрасивую, зато одаренную музыкально). Вместе они предаются музицированию, волшебным иллюзиям и не только! Видно, что внушительная....эээээ....ммммм....стать героя Боуи долгие годы волновала воображение автора.
В результате получилось очень красивое произведение. Да, фанфик, но вполне себе мастерский, со сложной мифологией. Автор скоро публикует продолжение. Скарлетт Томас. Орхидея съела их всех.
Шикарнейшая чувственная книга про академический мир, ботанику, эротику, магию, пищевые расстройства и поиски себя в этой жизни. Текст то нарочито заземлен, то взлетает на крыльях наркотических фантазий. Роман представляет собой мешанину разных голосов, один из самых узнаваемых и необычных принадлежит птице.
Джоанн Харрис. Персики для месье кюре
Очень неожиданная для меня Харрис - горькая, яростная, без особого бытового волшебства, зато с межрасовыми конфликтами и чудовищным семейным насилием. Все это она проговаривает, не забывая вкусно расписывать, что едят и готовят герои. Читатель в моем лице находится в некотором онемении.
Джjанн Харрис. Другой класс
Неожиданно Харрис написала очень едкую, суховатую книгу про мужской мир. И сделала это с абсолютным блеском. Здесь нет героев, и все немножко (а кто и множко) злодеи. Здесь много уходящей натуры: закрытая школа для мальчиков, латынь, грифельные доски, традиции, фамильные секреты.
Вышло просто отлично: не магический реализм, а реальность со своей магией.
Эми С. Фостер. Когда уходит Осень
Неплохое сезонное чтение, чувствуется, что автор уважает де Линта. История сама по себе слабовата, но она состоит из множества маленьких фрагментов, некоторые из которых очень хороши. Другие же слишком обычны и банальны.
Элис Хоффман. Речной король
Красивая и грустная история про школу в маленьком городке, про волшебство, про слезы и розы. Это мир призраков, полутонов и подводных теней. До конца реальным он не становится, но оставляет после себя аромат свежих цветов и речной воды.
Maggie Stiefvater. All the Crooked Saints
А вот и главное разочарование года ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Проблема в том, что после The Raven Boys я ждала новых The Raven Boys. Мэгги же, что закономерно, написала книгу-противоположность своему циклу. Это одиночный роман, дело происходит в пустыне, герои - выходцы из Мексики, семейство святых, которые манифестируют зло в человеке и побуждают его бороться с этой внутренней темнотой.
Во-первых, это прямо не моя тема, во-вторых, для романа о католических самопровозглашенных святых Мэгги слишком рациональна, рационален ее ум, ее письмо, ее видение мира. И для меня это создает серьезный внутренний конфликт в тексте.Марк Хелприн. Зимняя сказка
История, не похожая ни на что на свете, кроме романов Краули. Это густой и мутный текст, почти бульон, в котором мельтешат герои, эпохи, видения и мифы. Все это скреплено пейзажами зимнего Нью-Йорка. Текст берет тебя измором, в какой-то момент карабкаться по нему уже нет никаких сил...и тут ты ловишь нужное состояние. Снежная метель, круговерть образов, зимний ветер со снегом оглушает и ослепляет тебя. Ничего не понятно, но так и должно быть.
Грэм Джойс. Правда жизни
Случайно зацепилась глазами за фразу, что героиня этой книги похожа на матушку Ветровоск...и понеслась.
Неожиданно оказалось, что Джойс написал еще одну книгу совсем про меня и мое волшебство.
Там все, о чем я и мечтать не могла.
7 странных сестер, непрошенные гости с той стороны, бомбардировка Ковентри, леди Годива, голоса в голове и спириты, магия в руках повитух, безумие, смерть, прощение и успокоение.
Антония Байетт. Чудеса и фантазии
сборник волшебных рассказов величайшей из ныне живущих англичанок
Антония Байетт пишет совершенные тексты. Она пишет про и для женщин. Она пишет про художников и про ремесленников (что очень и очень важно).
Это сборник рассказов, в которых есть волшебство и фантастика. А еще это истории о том, как рассказывать истории. Это ведь тоже женская доля: помнить, рассказывать, передавать легенды, создавать объекты, в которых можно зашифровать историю. Тайные хрупкие корни жестоких сказок, закрытый мир гениальных сказительниц. Она создает истории и тут же деконструирует их. С изяществом ученого-лингвиста, с жестокостью обезумевшего мясника.
Преклоняюсь перед ней.Charles de Lint Forests of the Heart
Неспешная магия на грани весны
Год начался с перечитывания зимнего и в то же время зелено-лесного текста де Линта про пробуждение природы и магии.
В первый раз я была совершенно очарована, а во второй раз получилось неожиданно тяжело, я буксовала на каждой странице. Очень длинно и медленно пишет де Линт. Меня это восхищает, на самом деле, но, видимо, не в этот раз.Элена Ферранте "Моя прекрасная подруга". "История нового имени", "Те, кто уходят, и те, кто остаются"
Невероятная литературная магия. Как она это делает - не знаю.
#ferrantefever в действии, ага. Я не понимаю, как ей удается эта магия даже сквозь перевод. Кажется, ничего в этой истории не должно меня трогать. Сентиментальные и слишком уж женские приключения 2 подруг, весь этот жирный южный быт, наконец, сама дружба Лилы и Ленуччи, которая больше похожа на зависимость и соперничество. Это все не про меня. Но нет, оторваться невозможно. И отдельно стоит сказать о главной героине, гениальной Лиле. Ферранте очень хорошо описывает, как гениальность (да еще и в патриархальном мире) делает ее уязвимой и очень неприятной. А создать обаятельную неприятную героиню - высокое писательское искусство, высший пилотаж. В последний раз я видела такое у Стига Ларссона, наверное.
А еще каждая страница кричит о мире боли и насилия, в котором живет итальянская женщина в 50-е - 60-е годы 20 (!) века. Зависимость от родителей и мужчин, секс, похожий на изнасилование, тяжелый быт, не оставляющий никакого пространства для любви между супругами или родителями и детьми, мучительное выкарабкивание из трущоб нищего квартала куда-то на свет, где история повторяется снова и снова. Насилие-пренебрежение-зависимость. Очень важно читать о таком, чтобы помнить, как многого добились женщины и как сложно балансировать между природными, биологическими ритмами и гуманистическими возможностями нового времени.
Вызовите акушерку
Рождение акушерства на задворках Ист-Энда
Для меня успех был гарантирован сразу, потому что тема становления и устройства родовспоможения очень интересна и актуальна.
И эта книга дает много пищи для размышлений.
Как спокойны рожающие дома женщины, как легко (со слов акушерки) переносятся родовые ощущения (тут надо сказать, что работает она в бедных кварталах, где неустроенный быт полностью лежит на женщине, так что провести 10 дней после родов в постели - по предписанию медперсонала - единственный возможный отпуск для матери семейства). Как чутко слушает будущую мать акушерка и врач, как деликатно и неспешно вступают они в процесс родов. Автор пишет о переходном времени от опасных домашних родов без присмотра к механистическим холодным процедурам в медицинских учреждениях, где все поставлено на поток. Получилась такая нейтральная полоса, на смену которой скоро придут новые порядки.Хелен Макдональд "Я" значит "Ястреб"
Самая невероятная книга из тех, что я читала в последнее время
"Ястреб" стоит на стыке нон-фикшена, мемуаров и художественной прозы. Историй в этой книге несколько. Есть история самой Хелен, у которой умер отец, которая впала в депрессию, в попытках выбраться из нее взяла на воспитание ястреба...и...ну, и превратилась в него. Это история человека, который почти сошел с ума от горя.
Есть история Хелен-натуралиста, Хелен-орнитолога. Мы узнаем все о жизни и разведении ястребов в Англии. И рассказано это будет высокой и изобретательной прозой.
И последняя история - это история Теренса Уайта, автора "Короля былого и грядущего". У Уайта тоже был ястреб, а еще Уайт был одинок и одержим разного рода идеями. Уайт оказывается бездной, бездной слез и отчаянья. И я полюбила его еще сильнее.
Этот небольшой роман больше и лучше всего, что я читала за последнее время. Монструозный том "Маленькой жизни" для меня и сравниться не может с плотно спрессованной прозой Макдональд, которая пишет вроде как о птицах, а получается, что об Англии и ее горюющих людях.Энн Тайлер "Случайный турист"
неуклюжие герои собирают свою жизнь по кусочкам
Очередной роман Тайлер про маленьких странных людей, одержимых порядком, онемевших и оглохших от семейной драмы. Все как в жизни - без подвигов, без высоких слов, зат ос ошибками и предательством. Но главное в Тайлер - ее оптика. На своих нелепых героев смотрит она не с презрением и болью (как Каммингс, например), а с любовью. Поэтому и дарит им надежду в конце.Ханья Янагихара "Маленькая жизнь"
Все, что вы не хотели знать о травме. А придется.
Слава Янагихары бежит впереди ее книги. Все знают, что это роман о травме, который вас травмирует. Это, конечно, так. Но ожидание травмы (несколько щекочущее, волнующее) и тот угол, в который все это загоняет читателя, не идут на пользу небезупречному тексту книги.
Во-первых, нужно понимать, что этот роман очень важен для нас. Эта штука, которая заставляет откликаться и сочувствовать, это повод поговорить о насилии: насилии над детьми, насилии в отношениях и в браке.
Это важная тема мужского горя и мужского выхода из травмы (точнее-спойлер - отсутствие пока что выхода из нее в нашей культуре). Мужчины даже в Нью-Йорке недалекого будущего не могут говорить об этом, не могут быть слабыми, не могут быть испуганными, не могут быть сломленными или искалеченными. Но травма прорывается и раны кровоточат.
Сама по себе книга нереалистична. И дело даже не в том, что перед нами какое-то условное будущее (это не фантастика, просто время не важно для Янагихары), то количество страдания, которое выпадает на долю главного героя, избыточно. Оно заставляет нас вспомнить даже не о добродетельной Клариссе или Жюстине, а о героях сказок братьев Гримм (неадаптированная версия ). В какой-то момент это страдание перестает работать (перестает для меня), я вижу за ним боязнь автора. Автор боится, что мы не полюбим Джуда (а любить его непросто), что мы перестанем ему сочувствовать.
Правда в том, что в настоящей жизни страдание и травма не всегда измеряются мерой своей чудовищности.
Это старый спор, который возникал, например, вокруг "Страстей Христовых" Мела Гибсона. Не подменяет ли автор жестокостью и натуралистичностью что-то более важное. Например, невинность жертвы или прощение мучителей?
И кажется, что это нагромождение ужасов нужно для того, чтобы держать нас в напряжении. Но саспенс достигается гораздо меньшим в более умелых руках (хороший пример - "Возлюбленная" Тони Моррисон).
Нам правда хочется узнать, что же именно случилось с Джудом. Но за градом несчастий пропадает важное - "постчеловек", о котором пишет Янагихара.
Джуд - андрогин, его сексуальность остается загадкой для него. У него нет кровных родителей, у него нет детей. Он не вполне человек. Может быть, ангел или уайльдовский мальчик-звезда.
Для меня же, пожалуй, самым интересным персонажем книги был Джей Би. Янагихара очень точно отвечает на вопрос, почему талантливые художники бывают такими бесчувственными эгоистами. Потому что все их наблюдения и чувства остаются в их картинах.Кэтрин М. Валенте "Девочка, которая объехала Волшебную Страну на самодельном корабле"
Головокружительная фантазия
Отличная история о побеге в Волшебную страну. Безудержная фантазия, приятный символизм, яркие характеры. Возможно, все вместе слишком пряно и пестро для меня, но это исключительно личная реакция.Бен Ааронович "Реки Лондона"
Приятный детектив про богов и призраков Лондона
Достойный представитель лондонского магического реализма. Не Нил Гейман, но все очень бодро, мифологично, местами жутковатоДжон Бойн "Абсолютист"
Запретная любовь на фоне Первой мировой войны
История о том, что любовь убивает, а простить самого себя за некоторые поступки просто невозможно.
Эдит Несбит "Дети железной дороги"
Милая сказочка о том, чего в жизни Несбит не было
Конечно, я безбожно выросла из Несбит, но как любопытно читается эта сказка про самоотверженную мать и любящего отца на фоне жутковато устроенной подлинной семейной жизни Несбит (ее очень подробно описала Байетт в "Детской книге").
Elle Katharine White Heartstone
Очень приятная фэнтези-история, да еще и пастиш "Гордости предубеждения"
Дико милая книга! Автор взял "Гордость и предубеждение" и нашпиговал драконами, ламиями, гномами и всем прочим. Получилось уж-жасно уютно и местами остроумно.
Либба Брэй "Великая и ужасная красота", "Мятежные ангелы", "Прекрасное далеко"
Викторианские декорации, young adult и рождение феменизма
Отличная идея - совместить викторианскую эпоху, продуманный параллельный магический мир и насущные вопросы о феминизме и выборе женщины.
Что, на мой взгляд, подводит автора - не очень симпатичные героини. Т. е. они специально показаны реальными девушками со своими слабостями - они иногда трусоваты, бывают мелочны и жестоки, недальновидны и тд. Это нормально. Но автор, кажется, пишет больше об атмосфере и о вызовах эпохи, чем о героинях. И это делает их не просто неприятными, но и полумертвыми. Для меня это проблема, возможно, усугубленная скромным русским переводом. Но если первую книгу я прямо читала-читала, вторую и третью скорее пробегала глазами и пролистывала. История хороша, декорации отменны, но чего-то не хватает.
Я сегодня как раз дочитала эту книгу. Прямо в автобусе ревела. Какой разительный контраст между "Джеймсом Хэрриотом для акушерок" и ужасами бытия женщиной того времени.
А Несбит - культовая вещь в английской культуре. Что-то в ней есть, что делает её знаковой. Есть как минимум три экранизации, и даже в театре ставят для детей. То есть, практически все дети вырастают с этой книгой в какой-то момент.
Я не сомневаюсь, что человек с такой сложной семейной историей, как Несбит, стал классиком детской литературы. Так оно часто бывает
Она классик прежде всего именно из-за "Детей железной дороги".
А у Аароновича, как часто бывает, книжки дальше послабее, но если втянулся в мир и привык к персонажам, то для расслабления мозга очень хорошо )
Если надумаешь читать дальше, почитай у него «Гуси-гуси, га-га-га!». Она часть серии про Великий Кристалл, но читается абсолютно как самостоятельное произведение.
А насчёт Марка Хелприна я прямо вот чешу в затылке теперь - он у меня «намечен на январь») а теперь я не знаю, зайдёт мне или нет - совсем уход в сюрреализм и абстракцию это, обычно, не моё. Но ведь там есть и живые отношения между людьми, насколько я понимаю?
У Хелприна герои, конечно, второстепенны по сравнению с текстом о городе. Там более-менее живой Питер Лейк, остальные весьма условны.