Фильм Вима Вендерса "Пина" о хореографе Пине Бауш - одно из самых сильных визуальных впечатлений для меня в последнее время.
И это второй после "Аватара" фильм, снятый в 3D, где эта технология оправдана, осознана и служит авторскому замыслу, а не модному увеселению публики.
Самой Пины в фильме мало, это скорее "Жизнь без Пины", которая, по словам танцовщиков ее труппы, невозможна и непредставима.
Пресловутое 3D делает и без того предельное живое искусство Пины (в ее мире ножки танцовщиц попирают сырое мясо, и это не такая уж метафора) совсем уж осязаемым. В начале фильма "Весну священную" танцуют на рассыпанной по сцене красной земле, и пыль буквально оседает на глазах. В конце фильма потоки воды и дождя на сцене хлещут в лицо. Стихии обрамляют киноповествование.
взгляд ПиныЕе постановки, рассказанные сложным, личным, зачастую очень мифологичным языком современного танца, при этом необыкновенно понятны и обыденны. Это истории не о сказочных принцах и принцессах, а о людях с их страстями и желаниями . Ее танцовщики - мультикультурная труппа, среди них есть очень молодые, а есть и совсем пожилые люди. Они далеки от глянцевых стандартов красоты, но каждый из них - совершенная форма для тех сущностей, что выявляла или вселяла в них Пина. Примечательно, что каждый из них говорит о Пине на своем родном языке (звучит русская ,корейская, китайская, немецкая, французская речь), а затем - на понятном всем языке танца.
Они танцуют на природе (и это фантастически красиво), на вокзалах, на автострадах, на траве рядом с Макдональдсом, на заводе.
Эти танцы гротескны, возвышенны, смешны, трагичны. Они кричат, смеются, говорят слово "Луна" своими телами.
Одного из танцовщиков хореограф попросила придумать жест, который бы означал радость движения. Из этого жеста, полного великолепной детской радости, она придумала танец.
В фильме часто встречается образ женщины с лицом, закрытым волосами. И в нем сокрыт не только страх (это чувство лежит на поверхности и эксплуатируется японскими фильмами ужасов), но и тайна. Вуаль, за которой что-то неведомое, непостижимое.
Я думаю, что многое в фильме становится понятным после прочтения речи Вендерса в память о Пине, где он говорит о ее взгляде как об отправной точке того, что она делала, как о методе, способе существования. Кажется, именно этот взгляд он попытался передать в своем фильме-танце.
Отрывки из постановки "Кафе "Мюллер"" очень похожи на песню Closing Time Коэна (и, в свою очередь, на "Бесплодную землю" Т. С. Элиота). Я поняла, что Пина для меня вообще похожа на Коэна. Это тоже история о том, что тело человеческое - смешное, не всегда красивое; сильное или старое - сосуд, в котором иногда находится вечность ( "Мы были детьми и были стариками", - говорит один из ее танцовщиков). И когда-нибудь мы перешагнем его.
I loved you for your beauty
but that doesn't make a fool of me:
you were in it for your beauty too
and I loved you for your body
there's a voice that sounds like God to me
declaring, declaring, declaring that your body's really you
And I loved you when our love was blessed
and I love you now there's nothing left
but sorrow and a sense of overtime
and I missed you since the place got wrecked
And I just don't care what happens next
looks like freedom but it feels like death
it's something in between, I guess
it's CLOSING TIME