Искомая зверь
Год начался со случайного, и от того еще более важного чуда
Вообще-то мы шли в "Манеж" посмотреть закрывающийся уже современный голландский дизайн (который и правда хорош, остроумен и концептуален).
И попали на выставку "Преображение кимоно: искусство Итику Куботы".
Я очень рекомендую всем, кто занимается рукоделием и живет в Москве, туда сходить. Она работает всего до 23 января и куда-то поедет дальше.
Пожалуй, это вторая для меня после Рене Лалика выставка прикладного искусства, которая показывает его в едва ли не высшей точке существования.



Если вкратце, то это история выдающегося японского художника Итику Куботы, который однажды увидел в музее лоскут старинной ткани, окрашенной необычным образом, и потратил 40 лет своей жизни, чтобы восстановить технику.
А еще однажды этот художник попал в лагерь для военнопленных, где ему запрещали творить, но не запрещали смотреть на огромное солнце, свет которого он потом пытался изобразить всю жизнь.
Что особенно ценно, на выставке можно увидеть разные назначения кимоно.
Вот кимоно "рабочие", созданные для великих актеров японского театра.
Вот кимоно, созданные для частных коллекций знатоков этого (текстильного) искусства.
Но главное место на выставке отводится фрагментам незавершенного opus magnum - серии "Симфония света", которая должна была быть представлена 80 кимоно, но автор не успел завершить работу.



Кропотливо и хитроумно раскрашенный шелк попеременно становится то звездным небом, то мелкими осенними листьями, то клубами тумана, то холодными брызгами моря, то колкими снежинками.
Цвета и оттенки перетекают с одного кимоно на другое, образуя картину совершенного безмятежного мира. Это действительно симфония, и мне даже не надо напрягать слух, чтобы услышать ее неземные звуки.
Мне очень жаль, что в тот момент, когда мы были на выставке, там еще не было каталога.
Потому что если устроители выставки сделали хороший каталог с деталями, то его можно и нужно покупать как готовый учебник по колористике и философии (прикладного) искусства.



Единожды увидев и осознав мастерство Куботы, потом уже органически невозможно, как мне кажется, делать ошибки с цветами и фактурами. Потому что мастер оставил нам целую палитру цветов, форм и узоров, которые выглядят не только просто красиво, но и совершенно вневременно. Это богатство, которого хватит на всю жизнь (не копировать, не воссоздавать, а учиться).
Меня, например, совершенно заворожило это кимоно (никакие фотографии не передают одновременную деликатность и насыщенность цвета и традиционно уплощают рисунок).


С одной стороны, перед нами вполне узнаваемый цветочный мотив. С другой стороны, он похож на макросъемку каких-то веществ или клеток. Перед нами природа, воплощенная на разных уровнях своего существования.


На этой выставке ясно видно,как изначально утилитарная вещь (в данном случае одежда), наполненная подлинным искусством, становится проводником, мерцающим вместилищем света.
Этот опыт я хочу запомнить и удерживать в себе как можно дольше.
Самое интересное - детали.

@темы: боярышниковый фонарь

Комментарии
11.01.2014 в 00:23

NAVIGARE NECESSE EST, VIVERE NON EST NECESSE][Я шел домой. И я попал домой.(с)]Должен же кто-то, ягодка, быть плохим
СПАСИБО!
надо будет сходить!
12.01.2014 в 14:21

Искомая зверь
ingadar, да, там просто невероятно!
Хочется запомнить навсегда и нести в себе этот свет.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии