А ведь это тоже про осень.
И про язык.
Про секс и насилие, которые лежат в основе нашей культуры.
Про немоту русского языка, когда дело доходит до секса.
С насилием как-то попроще.
Но еще это про магию поэзии.
Мария Степанова. Гениальный текст.
ДЕВОЧКИ БЕЗ ОДЕЖДЫ
1.
Всегда есть то, что говорит: разденься
И покажи, сними и положи, ляг
И раздвинь, дай посмотреть,
Открой, потрогай его, ты посмотрела?
Всегда есть комната с горизонтальной
Поверхностью, всегда стоишь там как дерево,
Всегда лежишь как дерево, как упало,
С глухими запрокинутыми ветками,
Между пальцами земля, во рту пальцы,
Яблоки не уберегла.
читать дальше
2.
Всегда есть время года, которому
Нечего есть, оно раздевает ту
Или то, что стоит на его ветру
Этому невозможно сопротивляться
Ты без яблок без кожи без кожуры
Без волос без сосков без глаз (ты посмотрела?)
(она была как бревно) (чего ты как деревянная?)
(раздвинь) (открой) (покажи груши свои сливы)
Всегда есть комната, в которой все происходит.
Всегда найдется что-то, что можно снять.
3.
Всегда весна, и все мы стояли врозь,
Руки врозь и ноги и складки коры открыты
И тот, кто хочет, может заглядывать в самую
Середину ее древесины, туда, где плоть
Еще влажная и кажется, что дымится.
В такую погоду живое растет без крыши,
Без головы, пустив волосы по ветру,
Разрешая рассматривать, и показывать, и пальцы
Запускать туда, где сердце деревенеет.
Всегда весна и в комнатах мокрый лес.
4.
Всегда осень, все снято, все разъято,
Все распахнуто, все лежит неприятной грудой,
Верхняя одежда, нижнее белье, верхние нижние ветки,
Белые корни, выпроставшись из земли,
Ушные раковины, головные боли,
Глазные яблоки, тела ноги и руки,
Губы головы, губы пола, язык рта и язык тела,
Пальцы рук, пальцы ног, чьи-то чужие пальцы
Между пальцами рук и пальцами ног, там, где есть
Узел, узелок, завяжи на память и не смотри.
5.
Всегда лето, и девочке без одежды
Всегда пятнадцать, иногда больше и меньше,
Пятнадцать — это число пятна
Это число начала игры в пятнашки
С девочкой без одежды: при каждом при касании
Под кожей остается маленькое пятно
Со временем их начинаешь носить навыпуск –
Как убитую шкуру как горностаевую мантию
Носишь себя как мертвого горностая
Пальцы падалица всегда пятна яблоки пятки
6.
Всегда зима, без одежды зябко, пальцы
Подносят ко рту, изо рта поднимается в небо
Пар, это чья-то лестница и всегда
Вверх и вниз восходят те или эти
Не обращая внимания на девочек без одежды
Которые так замерзли так замерли так всегда
Зима, адамово яблоко того, кто смотрит
(открой покажи возьми) ходит туда-сюда,
Сердце носит воду по лестнице вверх и вниз,
Снабжает водой корни на радость тебе, лесник.
7.
Всегда пятнадцать лет, иногда много-немного больше.
Всегда гораздо меньше, словно в детском саду
Сказали снять трусы и все глазные яблоки
За голым солнцем поворачиваются туда
Где всегда одно и то же. И оно восходит, восходит.
Всегда есть пальцы, яблоки, есть умение
Разломить и есть, раздвинуть и взять, раз-
Деть и познать, открыть и войти и выйти.
А оно восходит, восходит над
Круглым некрупным холмом Венеры.
8.
Всегда есть охотник, который желает знать.
Всегда зритель, который желает зреть.
Пока его яблоки зреют в ямах глазниц,
Смотри: горностай, убегающий вверх по телу
Охотника, который желает взять,
И выше, по дереву, стоящему не пытаясь
Убежать или устоять или устыдиться.
Эти губы закрыты (открой), эти уста открыты
(раздвинь и дай), зверек пробирается на свободу,
Пока её голое тело отвлекает твое внимание.
9.
Всегда есть порнография, она всегда
Запечатана в прозрачную брачную пленку,
Как бы говоря тебе: ты у меня первый.
Он/она ей всегда говорит: сними все это,
Раздвинь листы, покажи, что у тебя там.
Там всегда есть девочки без одежды.
Их пальцы, готовые процвести, их почки,
Готовые выпустить лист, стволы
Темного, светлого, тельного цвета/света,
Если им приказать, они будут смотреть на тебя.
10.
На девочках без одежды почти всегда
Есть одежда, она их делает более
Раздетыми, намотай на дерево шарф
Или одеяло, и голое дерево дерева
(голое тело тела) станет местом
Стыда. Почти всегда
На них подштанники теплые, стоптанные туфли,
На них колготки, морщившие на лодыжках,
На них следы от лямочек лифчика, синяк, крестик,
То, что тебе захочется снять.
11.
Всегда есть девочки без одежды.
Всегда есть то, что будет их есть.
Всегда есть то, что не будет съедено.
Всегда есть то, что уже никогда не будет.
Никогда не выйдет на дощатые тротуары,
Раскручивая ветхий лимонный зонтик
Как солнечное катящееся колесо,
Женщина улицы, работник чужого секса,
Вот её единственная фотография.
Она представляет ее круглый как солнце зад.
12.
Девочки без одежды всегда
Говорят одно: говорят да говорят да
Потому что это единственное слово их языка
Переведенное на другие.
В замкнутых ртах да дает побеги уходит в рост
Оплетает другой язык перебегает в чужой рот
Когда-нибудь всегда лесник охотник рыбак
Проснутся с крючком в своем языке
Язык с крючком, лежащий во тьме ничком.
Девочка без одежды, стоящая молча.
13.
Всегда стоят на посту солдаты, всегда
Стоят на своем деревья, всегда лежат
В земле на земле покойники, и всегда
Не разберутся какая нога чья
Любовники, запутавшиеся друг в друге,
Сквозь их объятья, пледы и животы
Просвечивают, как электрические рыбы,
Апельсины, съеденные вдвоем.
В твоей голове всегда закрытая комната,
В которой стоит девочка без одежды.
14.
Ты всегда как деревянная?
Ты, наверное, очень страстная?
Ты просто холодная женщина?
Скажи, ты уже с кем-нибудь целовалась?
Тебе это нравится? Показать тебе, как?
Покажи сама темный пух и пуп середины,
Ушные мочки соски тапки бусики позвонки
Глазные яблоки, закрытые на просушку,
Купленные у цыган, чтобы раздеться с честью,
Красные атласные кружевные трусы.
15.
Нам было пятнадцать лет, и это всегда так было.
В пятнадцать лет
Любопытство и стыд заполняют тело,
Как воздушный шар. Мама сказала, чтоб укротить икоту,
Набери в рот воздуха и держи, сколько хватит сил.
Любопытство и стыд оставляют меня молчать,
Словно во рту вода. Тогда и всегда
Как вода мои ноги, когда я стою без одежды.
Ты входишь, раздвигая воду руками.
Это я, это я, воздушная яма.